Эффективные советы начинающим стартапам

Эффективные советы начинающим стартапам

<p>
     Успех всемирно известных компаний, которые когда-то были стартапами, вдохновляет тысячи предпринимателей на открытие своих инновационных компаний. Однако лишь единицы успешно переживают кризисы роста и прочно закрепляются на рынке. Какие же ошибки допускает молодой бизнес и что, по мнению специалистов, помогает повысить шансы на успех?
</p>
<p>
     Исследования показывают, что более 90% фирм умирают, не справившись с трудностями, которые ждут их уже в самом начале пути. Согласно данным «Стартап барометра 2019», на вопросы которого ответили более 500 российских предпринимателей, у более чем половины респондентов в прошлом уже был опыт провала в бизнесе. Анализ CB Insights позволил выявить TOP-20 причин, приводящих к краху бизнес-начинаний. Первые три позиции в нем занимают отсутствие рыночного спроса на продукт, недостаток финансирования и неправильный подбор команды.
</p>
<p>
     В этой статье мы попросили профессиональных экспертов с опытом работы со стартапами на ранних стадиях их развития поделиться советами, что нужно сделать, чтобы не наступить на типичные для начала пути грабли.
</p>
<h4>Легкий старт</h4>
<h5>
Екатерина Петрова, Директор корпоративного акселератора GenerationS об участии в акселераторах. </h5>
<p>
     Если вы думаете об участии в акселерационной программе, не забудьте, что они имеют свою отраслевую специфику и корпоративного партнера с потребностями в конкретной области. Важно учитывать существующие в отрасли тренды, чтобы совпасть с запросом заказчика.
</p>
<p>
     Каждый проект должен четко понимать, в какой этап производственной цепочки он может внедриться и какой вклад он внесет с точки зрения партнера (сократит издержки, увеличит прибыль, откроет новый рынок для сбыта и т.д.).
</p>
<p>
     Россия известна своими сильными разработчиками, поэтому ИТ-проекты, в особенности с использованием блокчейна и искусственного интеллекта, традиционно пользуются доверием и популярностью. При этом важно учитывать, что некоторые рынки уже перенасыщены решениями, например, финтех, где успеха может достичь только по-настоящему прорывная технология.
</p>
<p>
     Я бы рекомендовала обратить внимание на области, чья востребованность растет, но где еще остаются свободные ниши — Agrotech, Cleantech, SmartCity.
</p>
<p>
     Одна из основных ошибок при подаче заявок в акселератор — расфокусированность. Некоторые претенденты предлагают более одной идеи; другие, заполняя анкету, дают слишком общие ответы (география проекта — «весь мир» или преимущество технологии — «во всем»). В таких случаях эксперты не могут оценить проект по достоинству, возникают сомнения в модели реализации. Вторая ошибка — завышенные ожидания, когда от акселератора ждут решения всех своих проблем. Но акселератор не продает продукт стартапа, он учит правильной продаже, дает необходимую базу, а отрабатывать полученный материал придется самостоятельно.
</p>
<h4>Правильные наставники</h4>
<h5>
Татьяна Кочеткова, Head of organising team TechStars Startup Weekend Moscow, лидер коммьюнити Yellow door. </h5>
<p>
     Если вы создаете свой первый стартап — без наставников и менторов, уже прошедших этот путь (и не один раз), тут не обойтись. Особенно, если вы делаете свой первый стартап после корпоративной карьеры и работы в найме. Обращайтесь к людям уже прошедшим путь стартаперства от начала и до успешного масштабирования, к серийным предпринимателям, имеющим опыт запуска нескольких бизнесов с нуля с успешными экзитами. Смотрите как они мыслят, как оценивают идеи.
</p>
<p>
     Если вы мечтаете получить в наставники известного предпринимателя, не стесняйтесь питчить свои идеи и получать как можно больше обратной связи — это очень важно на первой стадии. Самоутвержденная влюбленность в свой проект может застилать глаза, а честная обратная связь и правильные вопросы от опытного предпринимателя могут скорректировать направление, сэкономить деньги, время и нервы основателю и его команде.
</p>
<p>
     Как раз здесь может помочь инфраструктура поддержки на ранних стадиях, а также интенсивы, позволяющие быстро проверить жизнеспособность проекта «в боевых условиях».
</p>
<p>
     Например, программа сети мировых акселераторов Techstars Startup Weekend, которая проходит в крупнейших городах по всему миру, включая Москву, не только дает участникам необходимые знания, но и проводит конкурс среди проектов, где участники могут на практике проверить навыки питчинга.
</p>
<h4>Идеи в поисках финансирования</h4>
<h5>
Евгений Кузнецов, Генеральный директор Orbita Capital Partners. </h5>
<p>
     Для инвестора важно сочетание двух качеств проекта и основателей — реально масштабный рынок и перспективы роста и ясный доказуемый план достижения целей. Больше всего настораживает, когда стартапер пытается продать «красивую технологию», а не реально нужный продукт.
</p>
<p>
     Самая большая ошибка при поиске инвестиций — это врать и выдавать желаемое за действительное. Все утверждения будут проверены, и если вскроется обман, то второй раз слушать вас уже никто не будет. Репутация — самый ценный ресурс на этом рынке.
</p>
<p>
     Не только инвестор выбирает стартап, но и наоборот. Инвестор — это, прежде всего, smart money. Входя в проект, он становится партнером в развитии компании. Для вас важны его понимание рынков и наличие связей, масштаб и опыт реализации прошлых проектов. Не всегда стоит смотреть на сиюминутную выгоду, поскольку инвесторы могут «перекупать» стартапы комфортными предложениями, но при этом не иметь возможности помочь им в развитии.
</p>
<p>
     Любой стартап — это тяжелый процесс постоянного поиска, конкуренции, трансформаций. Нужно одновременно быть гибким в части адаптации к рынку и твердым и последовательным в следовании цели. Это сложное сочетание. Воля основателей и их готовность к преодолению трудностей — главный залог успеха. И помните, что внешние партнеры всегда смотрят только на результат и рост, поэтому вам придется демонстрировать их постоянно.
</p>
<h4>Уверенность и харизма</h4>
<h5>
Александр Углов, директор по развитию инвестиционного холдинга Altergate.sg и Евгений Галиахметов, управляющий партнёр инвестиционного холдинга Altergate.sg. </h5>
<p>
     На ранней стадии для любого стартапа важно ответить себе на вопросы: «Зачем я это делаю и какой результат я хочу достичь?», поскольку только правильно сформулированные цели приводят к успеху. 
</p>
<p>
    В самом начале важно не зацикливаться на себе и правильно подобрать команду. Инвесторы вкладывают деньги как правило в людей, способных достичь результата, а не просто в какие-то продукты.
</p>
<p>
     Используйте все существующие методы и инструменты, чтобы быстро оценить качество и потенциальный успех вашей бизнес модели.
</p>
<p>
     Сфокусируйтесь на создании самой маленькой и легкой версии вашего продукта (MVP), чтобы вы могли как можно быстрее связаться с клиентами и получить обратную связь от них или даже сразу доход. Это сразу доказывает жизнеспособность вашего продукта.
</p>
<p>
     Типичной ошибкой в питчах является то, что предприниматели не уделяют достаточное внимание тому, как они будут зарабатывать. На первом же этапе дайте понять, что инвестор с вами сможет увеличить свой капитал, используя вас как двигатель. От такой кооперации выигрывают все участники процесса. В презентациях максимально используйте цифры и большие буквы. Избегайте двусмысленностей, видите себя уверенно и подключайте свою харизму, чтобы зацепить инвестора.
</p>
<h4>Команда мечты</h4>
<h5>
Анна Кирин, Президент CBSD Thunderbird </h5>
<p>
     Может ли стартап родиться из желания заработать много денег? Стать знаменитым и успешным? Вряд ли. Любому стартаперу нужно фанатично хотеть изменить мир. Для этого мало одной конкретной идеи, но нужно четкое понимание — как каждая идея поможет приблизить желаемые перемены. И не удивляйтесь, если на пути к цели идеи трансформируются до неузнаваемости.
</p>
<p>
     Каждый стартапер должен быть готов оказаться лузером. Воплощая идею, придется терпеть неудачи, слышать отказы и перечень причин, почему это не сработает, перезагружаться и начинать заново. До того, как было изобретено крыло, пригодное для полета, не раз совершались ошибки, порой смертельные. Можно сказать, что умение летать — результат командной работы всего человечества.
</p>
<p>
     Чтобы улучшить мир, обычно требуется больше, чем одна попытка, и больше, чем один человек.
</p>
<p>
     Каким вы видите своего союзника? Энергичным, работоспособным, творческим, критически мыслящим? Умеющим слышать других, использующим конфликт для развития, работающим на результат всей команды и не боящимся ответственности? Зачастую это недостижимый идеал. Но собрать команду, в целом обладающую этими свойствами, гораздо более вероятно. Тем более что все вышеперечисленные качества можно успешно развивать.
</p>
<p>
     Команда, способная довести идею до конца, — уникальный феномен, и именно в него вкладываются инвесторы.
</p>
<p>
     Создавая команду, не забывайте, что все строится на фундаменте энергии, щедрости и искусства ее лидера. Именно он моделирует будущее, вдохновляет, строит атмосферу взаимной благодарности, создаёт условия для творчества и воплощения идей. Лидер понимает мечты и цели членов команды, дарит каждому достоинство и зажигает сердца.
</p>
<p>
     Надеемся, что эти советы помогут стартапам в начале пути принять правильные решения и разработать максимально эффективный план действий.
</p>
<p>
    <a href="http://vc.ru/flood/70263-prikazano-vyzhit-effektivnye-sovety-startaperam-v-nachale-puti?fbclid=IwAR1xDbBUiMKLWo87-M1xyHcGT3Mx6PwAfUGv5DcfBIvzTnoJOatq7YjPjsQ">Источник</a>
</p>
17 Июня 2019

Возврат к списку