Исследование: более 80% россиян положительно относятся к предпринимательству

Исследование: более 80% россиян положительно относятся к предпринимательству

<p>
     РВК и Институт национальных проектов представляют результаты исследования <a target="_blank" href="https://www.rvc.ru/upload/iblock/14a/RVC_attitudes_to_technologies_report.pdf">«Социокультурные факторы инновационной активности населения»</a>. Согласно результатам, 83% россиян считают, что предпринимательство — хороший карьерный выбор, а 63% посоветовали бы своему ребенку развивать собственное дело, а не работать по найму. Кроме того, исследование показало, что для развития предпринимательства важно формирование в обществе «толерантности к неудачам», которая позволит смириться с возможным провалом и начать новый проект, который сможет принести успех.
</p>
<p>
     Социокультурные особенности населения оказывают значимое влияние на инновационный потенциал государств. Цель исследования — оценить влияние социокультурных особенностей населения на инновационный потенциал России, включая реализацию Национальной технологической инициативы, проектным офисом которой является РВК.
</p>
<h3>Образ предпринимателя — «лучше, чем кажется»</h3>
<p>
     Важнейшим результатом исследования стал вывод о том, что, вопреки распространенному мнению, 83% россиян считают предпринимательство хорошим карьерным выбором. Это соответствует уровню ведущих инновационных экономик мира. При этом примечательно, что люди полагают, что окружающие относятся к предпринимателям негативней, чем они сами: лишь 66% согласны с тем, что столь же позитивного мнения о предпринимателях придерживаются другие россияне.
</p>
<p>
     В ходе исследования также были выявлены ключевые характеристики, которые используются для описания предпринимателей. Они преимущественно позитивные. Три наиболее часто встречающихся ответа — «умный», «целеустремленный», «честный». Лишь 5% респондентов при описании предпринимателя использовали хотя бы одно слово с негативной коннотацией.
</p>
<p>
     В среднем 30% опрошенных заявили о том, что в ближайшие три года планируют открыть новый бизнес, а 63% посоветовали бы своему ребенку развивать собственное дело, а не работать по найму. Возможное объяснение столь позитивного отношения граждан — предпринимательство рассматривается как способ заработка, доход от которого зависит преимущественно от собственных усилий, а риск увольнения отсутствует. Другое объяснение — связь предпринимательства в общественном сознании с богатством и независимостью.
</p>
<h3>«Терпимость к неудачам» — фактор инновационного роста</h3>
<p>
     В ходе исследования были выявлены основные ограничения, которые, по мнению респондентов, мешают им начать собственный бизнес. 74% предсказуемо отметили, что проблема заключается в недостатке финансовых ресурсов, 65% — в сложных административных процедурах, 63% — в недостатке знаний и умений.
</p>
<p>
     Не менее важными являются социокультурные ограничения. Опрос показал, что 54% россиян считают, что не стоит начинать свой бизнес, если есть риск провала. Для сравнения, в США этот показатель составляет всего 28%. В исследовании делаются предположения о возможностях преодоления таких барьеров с помощью образовательной и экосистемной работы.
</p>
<p>
     Традиционно считается, что наибольшим предпринимательским и инновационным потенциалом обладают так называемые «высокоресурсные» группы населения — более обеспеченные и более образованные жители крупных городов. В целом, исследование подтверждает эту гипотезу: именно образованная молодежь в возрасте 18-30 лет, проживающая в крупных городах, демонстрирует наиболее проинновационные установки. Например, 86% жителей России в возрасте 18-30 лет считают, что избегать новых ситуаций не следует, 92% из них считают, что предпринимательство — хороший карьерный выбор.
</p>
<p>
     В то же время, есть и значимые различия на уровне отдельных регионов. Так, в национальных республиках наблюдается более позитивное отношение к предпринимательской деятельности и, главное, к успеху в ней. По данным исследования, 34% жителей Республики Татарстан, 36% жителей Республики Саха (Якутия) и 41% жителей Республики Северной Осетии — Алания планируют открыть свой бизнес в течение трех лет. Кроме того, жители Татарстана и Якутии демонстрируют в рамках опроса более низкую дистанцию власти, чем жители регионов, где родным языком является преимущественно русский. Этот фактор также может стать одной из точек опоры для инновационного развития.
</p>
Михаил Антонов, заместитель генерального директора — директор по развитию инновационной инфраструктуры РВК:<br>
"<i>В стратегии РВК зафиксированы основные разрывы в условиях развития российского и зарубежных венчурных рынков. Один из таких разрывов — различия социокультурной среды, которая включает такие фундаментальные установки, как, например, терпимость к неудачам и уровень социального одобрения предпринимательской деятельности. Работа по преодолению таких социокультурных разрывов является важной задачей для любого института развития, заинтересованного в расширении воронки технологических проектов в России</i>".<br>
<br>
Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ и член Совета Директоров РВК:<br>
"<i>Основной вывод исследования состоит в том, что субъектам инновационной политики — органам исполнительной власти, институтам развития, бизнесу, университетам, исследовательским центрам — необходимо принимать во внимание не только количественные социально-экономические параметры, отражаемые в официальной статистике и в различных индексах, но и социокультурные особенности — доминирующие ценности и установки населения</i>".<br>
<p>
     Исследование базируется на данных всероссийского репрезентативного опроса (2 тыс. респондентов) и регионального опроса, репрезентативного для 10 регионов исследования (6 тыс. респондентов), проведенных в конце 2018 г. Выводы были также верифицированы качественным исследованием: фокус-группами и экспертными интервью.
</p>
<p>
     Источник: <a href="http://www.rvc.ru/press-service/news/company/152127/">www.rvc.ru</a>
</p>
<br>
<br>
<br>
<br>
9 Января 2020

Возврат к списку